Где применяются задвижки клиновые с электроприводом
Задвижка клинового типа с электроприводом используется там, где недостаточно места для установки регулирующих элементов ручного управления, или когда требуется особенно точно отрегулировать величину расхода рабочей среды. Кроме того, электропривод может открывать/закрывать задвижку по определённой программе.
Классификация и особенности конструкции
Задвижки клиновые с электроприводом чаще всего его используют в системах промышленных трубопроводов, где по ряду причин нельзя механизировать процесс управления потоком при помощи пневмо- или гидроприводов. При этом материал большинства элементов арматуры не изменяется, а принципиальные отличия сводятся к появлению в схеме датчика расхода, который управляет шаговым двигателем.
Процесс управления потоком при помощи встроенного электропривода осуществляется в следующей последовательности:
- Установленный на задвижке клапан ВКЛ / ВЫКЛ устанавливается в положение, соответствующее полностью открытому условному проходу трубопровода.
- Когда клапан полностью открыт, рабочая среда свободно проходить сквозь него и обеспечивает величину расхода, определяемую внутренним диаметром соединительной трубы.
- При включении (ручном или программном) электрического привода выполняется перемещение цилиндрической заглушки в требуемом направлении (вверх или вниз), под прямым углом к потоку жидкости. Открытие клапана происходит постепенно, из-за особой формы посадочного места скользящей пробки, которая напоминает усечённый конус.
- Пробка, постепенно перекрывая условный диаметр трубопровода, плавно перекрывает ток рабочей среды. Дойдя до своего крайнего положения, пробка замыкает путевой выключатель, который отключает привод.
Значительно увеличенная посадочная площадь исключает вибрацию клапана, что часто происходит при ручном управлении задвижкой. В качестве штанги толкателя пробки используется полипропиленовый штырь, который жёстко связан со штоком постоянного поперечного сечения.
Варианты применения электропривода
Задвижку клиновую с электроприводом подбирают в зависимости от того, какие функции она должна выполнять. Существует два основных режима работы:
- Частичный поворот (на четверть оборота) используется для пробковых, шаровых и дроссельных задвижек, а также демпферных поворотных клапанов. Перечисленные разновидности трубопроводной арматуры целесообразно устанавливать именно с приводом, поскольку операция относительно проста, и требует поворота шагового двигателя на угол до 900 (при соответствующем крутящем моменте);
- Многооборотная операция, когда группа управляющих элементов имеет либо поступательно, либо вращательно перемещающиеся толкатели. В этом случае, для того, чтобы открыть/закрыть задвижку клиновую с электроприводом, потребуется несколько оборотов электродвигателя. Пример задвижек второго типа – клиновые и шлюзовые затворы.
Удобство электропривода управления задвижками заключается в том, что, в зависимости от типа двигателя, можно произвести один или несколько оборотов. Электропривод способен быстро управлять задвижками без ограничения по размерам, при помощи одно- или трехфазного электродвигателя. Он приводит в движение комбинацию шестерен, затем - гайку штока, и далее – сам исполнительный шток.
Эти типы приводов являются компактными, и поэтому часто снабжаются аварийным источником питания (например, батареей), что повышает безопасность управления задвижкой.