Приводные задвижки: виды и особенности

Приводные задвижки являются популярным видом трубопроводной арматуры, которые часто используются в монтаже систем среднего и высокого давления. Разнообразие типоразмеров и исполнений таких узлов существенно снижает трудоёмкость монтажных работ.

Устройство

Приводные задвижки состоят из трех основных компонентов:

Присоединение к трубопроводу выполняется при помощи фланцевых, винтовых или сварных соединений через уплотнительные элементы - сальники. Корпус, в котором располагаются движущиеся части задвижки, является разъёмным: этим обеспечивается возможность периодической очистки и технического обслуживания арматуры. Подвижные части клапана включают в себя шток, затвор, клин, и сёдельные кольца.

Конструктивные особенности

Определяются исполнением клина, который может быть сплошным, полым и многосекционным (так называемые сплит-задвижки). Сплошной клин представляет собой цельную монолитную конструкцию. Он не компенсирует изменения выравнивания седла из-за нагрузок на концы труб, либо вследствие тепловых колебаний.

Подвижные задвижки со сплошным клином считаются наиболее экономичными. Они обычно используются при умеренном или пониженном давлении. Обычной практикой является использование сплошных клиновых задвижек из чугуна или ковкого чугуна в трубопроводах холодной воды.

Полый клин - это исполнение сплошного клина, с имеющимся осевым отверстием. Полый клин движется вдоль штока в результате механизированного перемещения резьбового штока, открывая или закрывая отверстие клапана.

Гибкий клин также имеет цельную конструкцию, но отличается наличием полости за посадочными поверхностями, что повышает гибкость задвижки выдолблены для обеспечения гибкости. Эта конструкция компенсирует изменения в выравнивании сидений для улучшения посадки, сохраняя при этом прочность твердого клина в средней его части. Такая конструкция обеспечивает лучшую герметичность и улучшенную производительность.

Типы приводов

Клиновые задвижки с электроприводом производят следующих видов:

В первом случае шток получает возвратно-поступательное перемещение, а во втором – вращательное, для чего устанавливается специальный сельсинный двигатель. Это повышает технологические возможности задвижки, но усложняет её техническое обслуживание.

Разделенный клин состоит из двух частей, которые устанавливаются между коническими седлами в корпусе клапана. Две части разделенного клинового седла прилегают к седлам задвижки при перемещении штока вниз, и они отодвигаются от сёдел клапана, когда шток вытягивается вверх.

Многосекционные приводные задвижки чаще всего состоят из 2-3 секций.

Они располагаются между соответствующими коническими посадочными местами в корпусе. Штоки при помощи планки соединяют с винтовым шпинделем. Этот тип арматуры предпочтителен, когда посадочные места корпуса могут быть искажены из-за возможных деформаций трубопровода.