Особенности монтажа трубопроводов
Чтобы трубопровод служил без происшествий весь срок эксплуатации, нужно тщательно подойти к его монтажу. Следует соблюдать все требования государственных стандартов и правила, а также контролировать качество всех используемых труб и элементов арматуры.
Подготовительный этап
Перед монтажными работами по прокладке труб необходимо:
- подобрать рабочие чертежи, спецификации, техническую документацию;
- организовать места для временного хранения элементов трубопровода;
- оборудовать сварочные посты;
- закончить общестроительные работы;
- подготовить леса и подмостки;
- подобрать инструмент.
Подбором и изучением технической документации занимаются бригадиры или главные мастера.
Кладовые для инструментов и места хранения трубопроводных элементов располагаются в непосредственной близости к работам. В качестве временных сооружений используются сборно-разборные и контейнерные конструкции. В них складываются трубы, арматура и другие приспособления, включая клапаны, задвижки, обратные муфтовые затворы и т.д.
Все закладные элементы тщательно проверяются, места монтажа очищаются от мусора, освобождаются от посторонних предметов, открывается доступ рабочим. Заготавливаются сборно-разборные леса и подмости, рабочим дают инструкции по технике безопасности и проводимым работам.
Особенности сварки элементов трубопровода
Сварка труб из цветных металлов ведется только при температуре не ниже -5 градусов Цельсия. Медные, алюминиевые и латунные трубы свариваются газовым, электродуговым методами, либо сваркой в среде защитных газов. Латунные и медные трубопроводы могут также спаиваться.
Перед сварочными или паяльными работами концы труб зачищаются внутри и снаружи. Делается это машинами для резки труб. Проект может предусматривать очистку травлением.
Если медные и латунные трубы свариваются газовым методом, используется смесь ацетилена и кислорода. Пламя должно быть в поворотном положении. Медь сваривают нормальным пламенем, латунь — окислительным. Для большей прочности труб толщиной до 5 мм проковываются в холодном состоянии. Эти швы на медных трубах прогреваются до 500-550 градусов и охлаждаются в воде, а на латунных — греются до 600-650 градусов и охлаждаются на воздухе.
Алюминиевые трубы тоже свариваются ацетиленкислородным нормальным пламенем. Алюминиевые окиси удаляются флюсами, они защищают и от окисления жидкого металла. Трубы стыкуются внутренними и наружными центраторами. Перед сваркой алюминиевых труб их кромки нагреваются до 200-250 градусов. Поверхность наслоенных прихваток зачищается металлическими щетками при аргоново-дуговой сварке или водой в остальных видах сварки.