Конструкция и особенности использования литых клиновых задвижек
Задвижки клиновые литые изготавливаются из чугунного или стального литья, и рассчитаны на ручное регулирование скорости и расхода транспортируемой жидкости посредством вращения управляющего шпинделя.
Классификация и особенности конструкции
Рассматриваемые изделия используются в качестве эффективных запорных клапанов в трубопроводах с прямым или реверсивным потоком. Они обычно используются там, где важен минимальный перепад давления. Дросселирование не рекомендуется, потому что при частично открытых задвижках фактически реализуемые характеристики расхода не способствуют точному и последовательному контролю потока. Также из-за высокой скорости жидкости через сёдла возможно повреждение клапанов.
Конструктивная классификация литых клиновых задвижек может производиться по следующим параметрам;
- По материалу – для изготовления могут использоваться чугун (по ГОСТ 1412) или сталь (по ГОСТ 977);
- По исполнению шпинделя – выдвижной или невыдвижной;
- По конфигурации корпуса – круглый или овальный;
- По размеру сечения клапана, определяющего допустимое давление рабочей среды.
Учитывая особенности литой макроструктуры в конструкции корпуса всегда ограничиваются наименьшие размеры по толщине, влияющие на безопасность эксплуатации литой задвижки.
Форма корпуса определяет характер эксплуатационных нагрузок: при наличии локальных концентраторов напряжений корпус изготавливается овальным, при их отсутствии – круглым. Однако непосредственно в зоне сёдел форма всегда бывает овальной, в то время, как в верхних сечениях задвижки сечение - чаще круглое, гарантирующее равномерность расхода транспортируемой жидкости.
Параметры выбора
Определяющими факторами для выбора типоразмера задвижки клиновой литой считаются:
- Давление потока рабочей среды.
- Вид рабочей среды: плотность, химическая агрессивность.
- Максимальная температура прокачки.
- Диаметр используемого клапана.
Литые задвижки с ручным открыванием рекомендуется использовать для температурного диапазона 160…5000С, при этом допустимое номинальное давление для задвижек из чугуна должно составлять не более 35 % от параметров, предусматриваемых относительно задвижек из стального литья (до 200 бар). В свою очередь, допускаемое давление для задвижек, изготовленных их обычной углеродистой стали, должно быть на 30...40 % ниже, чем для легированной. Чаще всего для изготовления стальных литых задвижек используются стали марок 25Л или 20ГЛ, а для чугунных – чугун марок СЧ 15-36 или СЧ 24-44.
Для применения с особо агрессивными жидкостями литые задвижки снабжаются уплотнениями с улучшенной отделкой поверхности. Производство клиновых задвижек из стального или чугунного литья регламентируется ТУ 3741–001–546348–53–2002.