Классификация запорной арматуры
Современные трубопроводные магистрали представляют собой сложные комплексы, состоящие из различных узлов. Надежность и эффективность инженерных сетей во многом зависит от правильно подобранной запорной арматуры.
Определение и применение
Под запорной арматурой понимаются приспособления, посредством которых можно управлять потоком транспортируемой среды. Речь идет о герметичном перекрывании, изменении скорости потока, корректировки его направления и т.п. Чаще всего под рабочей средой понимается вода, газ или нефтепродукты.
Посредством запорных элементов меняется внутренний просвет труб различного сечения. Положение преграждающих элементов может быть закрытым, открытым или промежуточным.
Разновидности
Сортимент запорной арматуре состоит из следующих позиций:
- Поворотные затворы. Для изготовления этих компактных элементов используется сталь и специальные сплавы. В закрытом положении отсеченная часть линии оказывается полностью герметичной. Также затворы можно ставить в промежуточные положения. Арматура данного типа отличается простотой конструкции, эффективностью и удобством в работе.
- Краны. Представлены в широком разнообразии по конфигурации и устройству. Могут быть шаровыми, цилиндрическими, коническими. Назначением кранов является перекрывание движения транспортируемой среды посредством вращающейся пробки.
- Задвижки. Наиболее распространенная разновидность запорной арматуры, широко использующаяся в жилищно-коммунальной сфере. Качественные задвижки способны надежно перекрывать движение веществ по трубам. Изделия данного типа бывают стальными, чугунными и сплавными.
- Запорные клапаны. Во избежание обратного движения газообразных или жидких составов по трубам используют специальные запорные клапаны. Они бывают фланцевыми, перепускными, балансировочными, обратными, шаровыми, муфтовыми, с одной или двумя створками. Автоматическое срабатывание предохранителя происходит в случае обратное движения или скачка давления в системе.
- Вентили. Посредством вентилей в трубопроводе можно создать оптимальное давление. Достигается с помощью полного или частичного перекрывания потока.